Консультация: » Ознакомление детей с белорусским народным декоративно-прикладным творчеством»

На современном этапе все  возрастающее значение приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. В решении его многобразных задач существенную роль играют различные виды изобразительного искусства, в том числе и декоративно-прикладное.

Декаративно-прикладное искусство включает в себя создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту. Различают народное декаративно-прикладное искусство и профессиональное.

Белорусское народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно: художественная обработка металла и дерева, роспись, вышивка, ткачество и кружевоплетение, изделия из соломки, лозы, льноволокна, бересты. Для него характерны глубокая традиционность, сдержанность декоративного решения, преобладание древних геометрических мотивов, черно-красная гамма в украшении одежды, наличие общего в мотивах, тематике и характере с искусством других славянских народов. Своеобразие прикладного искусства белорусского народа обусловлено особенностями общественно-политического развития и природными условиями нашей страны.

Общение с национальным народно-прикладным искусством необходимо в становлении нравственной личности каждого ребёнка. Оно является неоценимым средством воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ. Красочный мир народного искусства раскрывает перед детьми богатство культуры белоруссов, знакомит с прошлым и настоящим нашего народа, помогает усвоить нравы, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Знакомство с изделиями народных мастеров позволяет приобщить ребенка к прекрасному, почувствовать совершенство форм, бесконечное разнообразие линий и объемов, оригинальность узоров, неповторимость сочетания красок. Народное прикладное искусство способствует формированию творческих интересов и способностей дошкольников, обогащает их изобразительное творчество; дети начинают переносить в свои работы элементы национального орнамента, его композицию, особенности и т.д. Это, в свою очередь, помогает им глубже ощутить красоту предметов народного творчества, обогащает эстетические представления детей.

При ознакомлении с белорусским народным творчеством расширяется кругозор детей; совершенствуются мыслительные операции (Анализ, синтез, обобщение); развиваются психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение); обогащается речь детей, становится более эмоциональной и образной.

Сегодня элементы национального творчества широко присутствуют в быту, одежде, предметах декоративно-прикладного искусства. С раннего детства изделия народных мастеров естественно входят в жизнь ребенка – вышитая салфетка, глиняная игрушка, расписная шкатулка радуют и привлекают дошкольника, близки и понятны ему. Их конкретность, эмоциональность, яркость соответствуют психологическим возможностям восприятия ребенка. По своей наглядно-образной специфике народное искусство доступней им, чем профессиональное. Это позволяет использовать прикладное творчество белорусского народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Дошкольников необходимо знакомить с изделиями белорусского народного творчества, воспитывать интерес и любовь к народному декоративно-прикладному искусству, уважение к труду белорусских мастеров. Дошкольников мы знакомим с керамикой, вышивкой, ткачеством, с изделиями из дерева, соломы, лозы, льноволокна.

Керамика

Керамика является одним из доступных для детского восприятия видом прикладного искусства. Детей необходимо познакомить с технологией изготовления разнообразной посуды (столовой, хозяйственной, декоративной): посуду делают из глины на гончарном круге, высушивают, обжигают в печи. Иногда она украшается несложным орнаментом (прямые и волнистые линии, точки, мазки, дуги ). Из глины лепят также игрушку. Обычно её глазурят в какой-либо один цвет или украшают элементами растительного орнамента. Оьразы, которые передают народные игрушки – свистульки- традиционны: птичка, всадник, утка, баран, петух.

Вышивка и ткачество

Дети узнают, что вышивка для украшения одежды, полотенец, салфеток и пр. Традиционная белорусская вышивка красного, иногда с добавлением черного, цвета, по белому фону льняного полотна. Для тканных изделий характерна бело-серая, черно-белая, черно-коричневая гамма. В последнее время получили распространение многоцветные тканные изделия. Детей знакомят с видами орнамента наиболее характерного для Беларуси: геометрического (прямые и ломанные линии, крестики, клетка, уголки, квадраты, ромбы, восьмиугольная звездочка); растительного (листья, ягоды, василек, ромашка, колокольчик, колос, цветы льна). Иногда в орнаменте  встречаются изображения птиц и животных. Необходимо показать детям связь элементов растительного орнамента с живой природой, целесообразность размещения орнамента (на блузе – на рукавах, на полотенце- по краям); зависимость узора от назначения изделия (на постилке – один, на глиняной посуде — другой); познакомить с характерными особенностями орнамента (ритм, симметрия, повторность) и его пространственным расположением (по углам, посередине, по краям, по всей поверхности).

Изделия из дерева

Детям рассказывают о том, что обработка дерева широко распространена в нашей республике. Из дерева строят жилища, делают скульптуру, мебель, посуду, предметы быта. Дети группы “Фантазеры” узнают о некоторых способах обработки дерева: резьба, точение, долбление, роспись. Они рассматривают резные статуэтки, изображающие сказочных и литературных героев (“Нестерка”, “Гусляр”, “Дед Талаш”), фигурки животных (зубр, лось, косуля, аист), точеные изделия (шкатулки, украшения, сувенирную пластику – “На базаре”, “Дед и баба”, “Бондарь”). Ребятам рассказывают о том, что долбление – один из самых древних способов изготовления посуды, демонстрируют традиционные изделия из дерева, украшают росписью (шкатулки, сундучки, декоративные блюда и панно, предметы быта).

Такая связь существует и в геометрическом орнаменте. Однако в нем природные формы очень стилизованы, поэтому трудны для детского понимания.

Изделия из лозы, соломки, льноволокна

Дошкольников знакомят с ассортиментом изделий из этих материалов и особенностями их изготовления. Из соломки плетут шкатулки, посуду, делают игрушки (конь, петух, кукла), ею украшают панно и деревянные шкатулки; из лозы- корзины, хлебницы, сундуки, кресла; из льноволокна – игрушки, сувениры.

Ознакомление детей группы “Фантазёры”с белорусским народным прикладным искусством осуществляется на занятиях (по ознакомлению с изобразительным  искусством, с окружающими явлениями общественной жизни, по изобразительной деятельности), а также в повседневной жизни.

Занятия целесообразно посвящать решению задач , связанных с раширением, систематизацией и обобщением, имеющихся  у детей знаний. Их следует проводить увлекательно, умело сочетая методы и приемы.важно создать непринужденную, эмоциональную обстановку. Дети должны располагаться так, чтобы им было удобно рассматривать и обследовать изделия.

На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством на первый план должны выступать задачи художественного образования. Следует обращать внимание детей  на совершенство и многобразие  цветовых сочетаний, богатство орнамента и т.д. Как отмечается во многих исследованиях, важно обеспечить понимание детьми специфических национальных и общих, интернациональных черт искусства разных народов. Дети должны также усвоить, что культура белорусского народа – часть общей культуры Родины.

Непременными условиями успешного ознакомления детей группы “Фантазеры” с белорусским народным прикладным искусством являются:

  1. Использование предметов народного творчества в оформлении дошкольного учреждения. Изделия белорусских мастеров должны удачно дополнить интерьер, придавать ему национальный колорит и индивидуальность.
  2. Знание воспитателем истории художественных промыслов Беларуси, их видов, характерных особенностей. Для этого необходимо посещать выставки, музеи, лекции по искусству, знакомиться с периодическими изданиями, читать книги, рассказывающие о национальном искусстве.
  3. Наличие оборудования для ознакомления детей с прикладным искусством. В детском саду необходимо создать художественный фонд, в который войдут изделия белорусских мастеров, различный наглядный материал (фотографии, наборы открыток, иллюстрации, художественные альбомы). Желательно иметь аудиовизуальные средства (диапозитивы, диафильмы). Образцы народного прикладного искусства должны отвечать следующим требованиям: быть высокохудожественными, подлинно народными, доступными восприятию дошкольника, иметь ярко выраженные национальные особенности, возможность для широкого использования в воспитательно-образовательной работе.