Автоматизируем звуки в слогах,играя !!!

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут стать причиной более медленного развития таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за нарушений речи.

При организации коррекционной работы необходимо уделить внимание такому аспекту как зрительно-моторная координация – согласование действий рук и глаз. Центры головного мозга, отвечающие за них, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. А тренировка тонких движений пальцев рук, как известно, является стимулирующей не только для общего развития ребенка и для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у ребенка тренировке пальцев необходимо уделить особое внимание и использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний – очень важный этап в работе над формированием правильного звука у ребенка.

Однако, монотонное повторение слогов очень скоро вызывает снижение интереса у ребенка, и, как следствие, быстро надоедает ему.

Последовательная смена серий слогов решает многие задачи:

  • развивает артикуляционный праксис,
  • способствует развитию переключаемости артикуляционного аппарата,
  • помогает выработке правильных артикуляционных укладов.

На слоговом материале можно одновременно развивать у детей

  • фонематический слух,
  • чувство ритма,
  • внимание,
  • слуховую память (запоминание заданного количества слогов),
  • формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).

Предлагаемые игровые упражнения помогают автоматизировать звук в слогах в интересной и занимательной форме.

Например, игра «Стаканчики» – ребенок слушает цепочку слогов и выполняет соответствующие действия со стаканчиками:

1 вариант – у ребенка 2 стакана одного цвета, ребенок должен запомнить цепочку одинаковых/разных слогов и повторить ее, переворачивая стаканчики двумя руками одновременно или попеременно;

2 вариант – 5 стаканов разного цвета стоят в ряд. Каждому цвету стакана соответствует определенный слог. Ребенок слушает слоговую цепочку, повторяет слог и переворачивает стакан соответствующего цвета;

3  вариант – 4 разных по цвету стакана стоит в ряд. Под каждым стаканом лежит жест. Ребенок должен  повторить слоговую цепочку и показать соответствующую позу рук. В игре предполагается использовать различную силу голоса (по инструкции учителя-дефектолога).

Игра «Твистер» – ребенок нажимает на кнопочки определенного цвета указательными пальчиками двух рук и произносит слог/слоги.

1 вариант – ребенок должен нажимать на кнопочки чередуя два пальчика на обеих руках (указательный и средний) одновременно;

2 вариант – одна рука ребенка поднимается вверх, а вторая вниз, чередуя пальчики согласно графического рисунка, нажимая на кнопочки.

Игра «Колобки» – ребенок слушает слог, рисует круг и повторяет его. Если слог произносится громко, ребенок рисует большой круг, если тихо – маленький. В конце, можно предложить ребенку произнести слоги с разной интонацией и мимикой.

Игра «Помпошки» – ребенок выкладывает на поле помпоны соответствующего цвета одновременно левой и правой рукой и проговаривает слоги. После этого ребенку предлагается  самостоятельно проговорить слоги ещё  раз и протолкнуть помпоны вниз. В игре предусматривается усложнение:

1) одновременное нажимание на помпоны и проговаривание слога;

2) попеременное нажимание на помпоны и проговаривание слога;

3) одна рука начинает нажимать на помпошки сверху, а вторая – снизу;

4) проталкивание помпонов сначала указательным пальцем, потом мизинцем и т.д.

Игра «Сотрировщик» (с круглыми щипцами).

Каждому слогу соответствует цвет помпона.

Ребенок слушает определённый слог, захватывает пинцетом помпон, произносит слог, кладет его в стаканчик соответствующего цвета.

Игра «Рыбка».

Ребенок слушает слог, ловит соответствующую по цвету рыбку и укладывает в правильном направлении (плывет направо, вверх, вниз, налево). Далее ряд прочитывается ребенком.

Из опыта работы учителя-дефектолога 1 квалификационной категории Барашко О.В.

свернуть

Игра и время, посвященное детям.

Ценность совместной игры

Игра доставляет маленьким детям физическое и психическое удовольствие. В игре ребенок учится выражать эмоции, соблюдать правила, вести себя в обществе. При помощи игры дети не просто получают навыки и развивают новые способности. Игра для ребенка – первый и главный путь к социализации, так как в игре всегда принимает участие несколько человек – детей и взрослых, – у каждого из которых есть своя роль.

Совместные игры важны как для детей, так и для родителей: смена привычного образа действий расслабляет, снимает стресс. Это лучший отдых для взрослого, особенно если работа поглощает почти все его время и ему редко удается побыть с семьей.

Игра настолько сближает родителей и ребенка, что даже «безнадежные» дети после нее какое-то время ведут себя примерно.

Свободная совместная игра позволяет детям брать инициативу в свои руки. Они учатся принимать решения самостоятельно и при этом без гнета ответственности.

Уважая ребенка, играя с ним честно, вы побуждаете его уважать вас и так же честно вести себя в любое время

Совместная игра помогает получить и закрепить любой жизненный навык.

Не существует правильного способа совместной игры, но есть несколько базовых принципов:

Выделите время игры с ребенком. Планируйте заранее и не отступайте от плана, лучше пожертвуйте другими делами.

Предоставляйте ребенку инициативу. Пусть он сам устанавливает правила игры, назначает ведущих и принимает решения. У взрослых есть много других арен, где они должны проявлять инициативу и нести ответственность – отдохните от этой роли.

Если у вас не один ребенок, у вас должно найтись отдельное время для каждого из них. Конечно игра «большой командой» экономит время, но если вы хотите установить близкий контакт с каждым, то постарайтесь найти для каждого «свое» время.

Вам не обязательно тратить часы на ребенка, достаточно ежедневного 15-минутного персонального общения. С детьми постарше можно играть реже – пару раз в неделю, но сама игра должна длиться дольше – час полтора.

Игру можно превратить в маленькую «семейную традицию» – собираясь в «специальный» день, заранее выбирая игру. Часто родители делают для своих детей буквально все. Они дают им лучшую еду, покупают лучшую одежду, книги, игрушки, устраивают в лучший детский садик и отдают учиться в самую престижную школу. Они делают все что в их силах, кроме одного – эти родители не играют со своими детьми. Среди всей массы дел занятого родителя нет времени на то, чтобы просто поиграть с детьми и немного подурачиться.

Научитесь играть со своими детьми,  Вы  сами удивитесь насколько долгожданными для вас и для ребенка станут такие дни.